Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Встречался в первые годы Советской власти. Критически проанализирован Анатолием Луначарским в статье «О повседневной жизни: молодость и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, выражая радикальные марксистские взгляды на понятие любви, никогда не сравнивали их на уровне «стакана воды». Напротив, Коллонтай утверждала, что «общество должно научиться распознавать все формы брака, независимо от их необычных контуров» [ 1 ]. Впервые упоминание о стакане воды появляется в биографии Фредерика Шопена , написанной Ференцем Листом в середине XIX века , это слова подруги Шопена и главной эмансипантки той эпохи Жорж Санд : «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит» [ 2 ]. Идеи эмансипации освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах женщины начали развивать в середине XIX века.
Память о той революции постарались уничтожить в сталинские времена, но многие сведения все-таки сохранились благодаря книге немецкого ученого Вильгельма Райха. Половина его фундаментальной работы «Сексуальная революция», написанной в году, посвящена событиям в советской России в период с го до конца х годов. Хотя это правильней было бы назвать не сексуальной революцией, а Революцией Любви, потому что именно любви отводилась в ее концепции решающее место. Н екоторые авторы пытаются упростить этот термин, как правило, сводя его к пресловутому декрету об «обобществлении женщин» и к «теории стакана воды», согласно которой утоление сексуальной жажды должно быть предельно простым и естественным. Понятие «половой коммунизм» ввела в обиход Александра Коллонтай.
Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Рожков: Любовь не рассматривалась сама по себе, а вплеталась в марксистский или революционный «большой нарратив» и была всегда связана с ключевыми проблемами экономического либо политического характера. Маркс который, что вполне логично, марксистом себя не считал полагал, что именно отношение мужчины к женщине — мерило общей культуры человека. В чувстве, находящемся «в плену у грубой практической потребности», Маркс видел ограниченный смысл, деградацию человека. Вместе с тем он был сторонником эмансипации вообще включая женскую и довольно принципиально поддерживал свободу расторжения брака.